Текстовая версия авторской передачи Ассоль Молдокматовой «Лицом к лицу» с заместителем муфтия, доктором наук Кадыр Ажы Маликовым.
—Вы начали путь в очень тяжелое постперестроечное время, когда обстоятельства вынуждали людей заниматься, по сути, вопросами выживания, отодвигая на второй план духовную сферу. Однако для Вас духовность стала основой жизни и деятельности. Что послужило причиной такого выбора?
— Начну с того, что действительно распад СССР и затем лихие «90-е» в постперестроечное время, принесли, неопределённость, хаос, но была надежда на перемены уже в новом, суверенном государстве. Родившись в семье народного поэта, драматурга Кубанычбека Маликова во Фрунзе на Джержинке, наша семья, жила в достатке, но потом как и вся городская интеллигенция того периода, испытывали определённые материальные трудности. В то время академики, профессора выходили торговать на рынки, женщины, чтобы прокормить семьи становились челночниками.
— Каким образом на тот момент формировалось ваше мировоззрение?
— В тот период, когда был на 4 курсе художественного училища в 1990 году, когда начал изучать греческую классическую философию Аристотеля, Платона, Сократа о смысле жизни, что такое счастье, увлекся и метафизикой Гегеля, Канта, философией религии Лейбница и т.д. Потом уже также начал читать восточную философию, суфийские произведения. В общем через размышления начал приходить к вере и поиску пути. Читал Библию (Ветхий и Новый завет), потом Коран. Начал задумываться о смысле жизни, Создателе. И наконец, в один день уверовал и пришел к вере в Единого Бога.
— Вы помните своё первое посещение мечети?
— Когда первый раз пошел в мечеть в 1992 году на жума намаз, то в старой мечети (ее тогда называли татарской. Сейчас это центральная мечеть на Московской), почти не было молодежи, в основном аксакалы. Тогда во Фрунзе была только эта мечеть, если не ошибаюсь. На тот момент учился на втором курсе Академии Художеств, но сразу решил уйти и поступить в медресе (сейчас это исламский университет им Азрети Умар). А дальше уже обучался в Иорданском университете на факультете шариата по специальности исламское право в Иордании. После решил продолжать обучение на докторской программе в Испании. Конечно, для всех родственников это решение было как минимум странным, так как в основном родственники были членами КПСС, городскими из интеллигенции.
— Вы уже полгода работаете в руководстве муфтията и, наверное, смогли освоиться. Что нового привнесли за это время?
— Трудно сказать, вернее, оценить свою работу, так как из-за пандемии был отменен хадж и муфтият сейчас переживает непростое финансовое положение, поэтому те планы и программы, которые были разработаны в свое время, пока не реализовались до конца. А это проведение модернизации и реформы внутри структуры, кадровая политика, новые проекты и так далее. Основная цель была повысить авторитет муфтията, укрепить традиционный ислам, заложить развитие интеллектуального религиозного мышления, улучшить профессиональный уровень, привлечь молодежь к новым духовным и социально ориентированным проектам.
— Если говорить о взаимодействии со СМИ?
— Думал предложить открыть аналитико-информационный отдел для оценки процессов и создания информационной безопасности, работы с СМИ, современными технологиями, чтобы было должное реагирование на процессы и события. За это время успели провести спецкурс на базе Дипломатической Академии МИД КР для сотрудников муфтията по международным отношениям, безопасности и так далее чтобы расширить кругозор, так как одновременно с 2011 г. преподаю там в качестве и о профессора на кафедре международных отношений и международного права. Также часто выезжал для встреч и лекций с верующими, имамами на места в Чуйской долине, чтобы реально услышать и увидеть ситуацию. Нами был разработан проект «Call center» линию анонимного телефона доверия для подростков и молодежи для психологической и теологической поддержки со стороны имамов. Была разработана комиссия по исламской этике и поведению среди верующих и имамов. Планов много и сделано много, но основная трудность конечно финансирование и наверное отлаженная работа команды.
— Насколько эти проблемы и успехи актуальны и для уммы? Что общего Вы можете выделить в достижениях и недочетах?
— Думаю, актуальность есть. Сегодня для всех нас важный вопрос – это уровень образования и культуры, этики верующих, создание предпосылок для развития социально ориентированного, интеллектуального ислама. Нам нужно открывать сеть исламских просветительских-информационных центров в регионах (привлекать теологов), так как молодёжь интересуясь исламом не знает откуда брать проверенную информацию. Очень много интернет- сайтов, много противоречивой информации – идет путаница и неразбериха, особенно в части веры.
— Касается ли это молодёжи?
— Некоторые представители нашей молодежи, получив религиозное образование за рубежом, стали слепо переносить понимание Ислама через призму другой культуры и обычаев, не придавая должного значения тем различиям, которые существуют между разными странами и обществами, специфических особенностей исторического и социального характера у каждого общества и народа. Основная задача научить молодежь критически мыслить, уметь работать с разной информацией, дать базовые основы умеренного, интеллектуального ислама традиционного направления.
—Будет ли какой-то новый виток развития?
— Надеюсь, что время глубоких реформ, модернизации, привлечение новых кадров должно прийти с пониманием ситуации, общество и особенно молодежь уже просыпается, растет спрос, есть критика и предложения к работе муфтията.
— Крах коммунистической идеологии дал людям свободу в духовных поисках, однако вместе с этим получили распространение и не совсем нравственные идеи, в том числе с радикальным уклоном. Новым вызовам противостояли здоровые силы, которые неустанно находились на страже традиционных устоев. В этой связи, какую роль играет, да и сейчас играет мусульманское духовенство в духовно-нравственном просвещении общества?
— Мусульманское духовенство, а именно имамы, алимы (ученые), конечно же играют очень важную роль, не только в исполнении религиозно-обрядовых ритуалов, а в призыве к добру, вере, осуждению зла, просвещении, то есть роль духовных лидеров быть примером и наставлять мягко тех, кто выходит за рамки справедливости, добра, нравственности. И в этой связи на имамах большая ответственность за духовно-нравственную ситуацию в обществе. И конечно же муфтият не должен превращаться в бюро ритуальных услуг, ограничиваться хаджем, орозо. намазом.
— Какую роль для Вас играют традиции, культура, менталитет и религиозная ситуация? Иными словами, подходят ли Ваши ответы для всех жителей страны и возможно других конфессий?
— В Исламе достаточно толерантное отношение к другим религиям и с учетом прав других, тем более Ислам осуждает жестокое насилие и терроризм, в любой форме, в том числе и под прикрытием религии. Терроризм не имеет национальности, расы, религии. Когда нападению подвергаются безвинные граждане, священники, имамы, женщины, дети. Когда стараются столкнуть на межконфессиональной основе, создать конфликт по религиозному признаку, между Исламом и Христианством. Ислам предоставляет свободу выбора (нет принуждения в вере, религии), уважительное отношение к другим конфессиям — религиям. Ведь верить или не верить свободный выбор каждого человека. В исламе отношение к другим религиям, выстраивается на принципах уважения и не принуждения.
— Ислам и цивилизация мирно сосуществуют…
— История Ислама и его цивилизация показывает мирное сосуществование разных вероисповеданий на территориях многих исламских стран, до сих пор в арабских странах (Сирии, Египте, Иордании), где есть церкви, храмы имеющие тысячелетнюю историю, в некоторых парламентах представлены конфессиональные меньшинства. Наш Кыргызстан является примером не только мирного сосуществования, но и партнерства на основе взаимного уважения между разными конфессиями в сохранении системы духовных ценностей, традиционного института семьи, обще религиозных заповедей в призыве к благому. Поэтому, когда мы проповедуем, важно это учитывать и также учитывать современные реалии общества, культуру, историю, разные конфессии, в общем государство, где мы живем.
—Какие рецепты полезного времяпрепровождения Вы бы могли дать окружающим?
— У каждого есть свои предпочтения. Трудно что-то сказать, но в последнее время мне нравится гулять на свежем воздухе в горах, отключив сотовый телефон. Хочется просто выйти из суеты, побыть в тишине, поразмышлять, так как каждый день много информации, негатива в СМИ, соцсетях.— Те «тектонические» сдвиги, которые произошли на территории СССР, привели к попыткам внести разлад в межнациональные и межконфессиональные отношения.
— Какой алгоритм Вы, как человек с колоссальным опытом и наделенный талантом миротворца от Бога, предложите для укрепления единства народа КР?
— Каждый народ проходит свою историческую стадию развития, и пока он не прошел определенный уровень невозможно перейти на другой. Пока мы не начнем исправлять свое мышление, поднимать культуру, образование, роль интеллигенции, мечети. Нужна смена ценностной системы на национальном уровне. А пока конфликты на межнациональной, культурной, религиозной почве будут. Так как говорить будут крайние, радикальные силы пусть светские или религиозные или националистические, важна суть, что народ должен сам начинать просыпаться для изменений. Это есть в Коране, что не изменит Аллах общество, пока оно не начнет менять себя само. Сейчас пока мы находимся в свободном падении вниз. Есть древняя шумерская поговорка – плывущий по течению реки, вернется пыльною дорогой. И сейчас мы обратно вернулись к началу. Чтобы народ был един, каждый должен сделать шаги, весь народ должен идти к этому, через культуру, политику, религию. Должна быть идеология государства, конкретная политика.
— Всевышний создал нас разными, в том числе по языкам и культурам. Однако начиная с XX века и уже активно в веке XXI идут процессы, размывающие национальные и культурные идентичности народов, превращая весь мир в один плавильный котел. Как же противостоять глобализации и сохранить свою самобытность?
— Если честно, то Ислам, как религия универсален и наоборот, поддерживает, сохраняет национальные традиции и культуру. Сохранение национальной идентичности в исламе важно. Это поощрение знания, откуда, ты, знание своего древа. Сохранение культуры, разности, так как Аллах создал нас такими, разными культурами, расами. На это указывает Коран. Но измерение в Исламе идет не по происхождению, или принадлежности к определённой цивилизации, а по богобоязненности и человеческим качествам. Ислам помогает сохранять идентичность. Ведь до сих пор мы сохранили свою культуру, обычаи, идентичность. Но если обычаи противоречат вере, или нарушают права женщин, то это осуждается.
—Формирование личности, ее огранка невозможна без учителя. Сегодня многие мусульмане связывают свое духовное становление с Вашим именем: для многих из них Вы стали учителем. Кадыр Ажы, расскажите, пожалуйста, о Ваших учителях, а также о Ваших соратниках, которые все эти годы шли вместе с вами, помогая достижению поставленных целей.
— За время обучения и работы в духовной сфере приобрёл много наставников и учителей, среди них общепризнанные учёные Ислама на Ближнем Востоке. Один из них мой духовный учитель, профессор Иорданского Университета, доктор наук по толкования Корана — Абдуль Жалиль, профессор по шариату, доктор Хишам Султан. Наставник в среде улемов (получение знаний) нужен обязательно, это духовная связь, фундамент, чтобы учить пути, передавать духовные знания и опыт. И вот в 2017 году пригласил его и других профессоров из Иордании в Кыргызстан на Иссык- Куль. Защищая докторскую диссертацию в Испании, получал знания от учёных с мировым именем, таких как профессор Хема Мартинес, Игнасио Гутеррес и др.Что касается соратников, то я благодарен всем друзьям, единомышленникам и соратникам, кто вносит или внес свой вклад в духовную сферу из числа интеллектуалов, с кем я работал, Доктор Арне Зайферт, исламских учёных, таких как Чубак ажы Жалилов, интеллектуальной молодёжи, волонтеров, кто сегодня вносит свой огромный вклад.И также считаю своим соратником мою супругу – Элиану Марьям Сатарову. Она дает мудрые советы, поддерживает меня на этом духовном пути.
— В силу последних событий, удалось ли вам встретиться и обсудить существующие проблемы в стране с Новым руководством?
— Пока нет. Предложений много, но думаю некоторые мои предложения к закону о месте и роли духовных ценностей, традиционного Ислама не останутся без внимания, так как на эту тему проводились совместные исследования с участием известных ученных из Германии с 2008, а в 2017 г. была написана мною книга Ислам и Государство.
— Критика и запреты на ношение платков в школах подняли волну непонимания, негодования. Каков ваш взгляд на подобные запреты?
— В последние дни в муфтият приходит много обращений и жалоб в основном с регионов, из-за не допуска школьниц в государственные образовательные учреждения из-за платка. Данный вопрос уже вышел на широкий общественный уровень обсуждения в соцсетях, мечетях, вызвал общественный резонанс. Почему у нас в стране с мусульманскими обычаями, где провозглашаются традиционные ценности, дети из религиозных семей, плачут, боятся заходить в школы, получают стресс? Такая позиция, считаю, ведёт к несправедливости, притеснению, так как затрагивает религиозные символы веры, создает препятствие к доступу на получение светского образования детьми из религиозных семей. Нельзя ставить перед выбором или платок или учёба, так как ношение платка есть религиозный выбор самих верующих, и получение знаний обязанность. Даже ссылаясь на конституционные права о свободе религии и права на получение обязательного образования для всех граждан, мы здесь видим явные нарушения и произвол на местах. К сожалению, некоторые до сих пор живут понятиями воинствующего атеизма. Есть и те, кто путают понятия «хиджаб» (платок) и «никаб» (полное покрытие, в том числе и лица).В исламе покрытие лица не является обязательным, и думаю нужно учитывать наши обычаи и не слепо переносить с других стран.
— На ваш взгляд, ведёт ли это к расколу общества?
— К сожалению, невежество, наличие стереотипов, только создает недоверие в обществе и ведет к расколу. А ведь истинная демократия позволяет соблюдать любому лицу свои обычаи, веру. Агрессивный воинствующий атеизм под маской светскости – это псевдодемократия с двойными стандартами. Она несет угрозу многообразию в мире, ведет к конфликту, несправедливости. Рост конфликтных ситуаций в стране по вопросу ношения платка в школах, может привести к отчуждению верующих от государства, идеологизации проблемы. Думаю, что только путем поиска разумных решений можно решить эту проблему, сообща найти выход. Главное чтобы вверх не брали эмоции, чтобы был диалог, на котором были услышаны все голоса. Сейчас у нас большое количество первоочередных проблем в школах – подростковая преступность, наркомания, суицид, безнравственность, плохая успеваемость в школе. Вот на что нужно обращать внимание. На привитии нашим детям в школах нравственной системы ценностей, морали, повышению качества светского обучения.
— Какие бы пожелания высказали в адрес Президента КР?
— Самое главное — чистоты намерений, мудрости, терпения и великодушия. Когда общество, государство, переживает глубокую деградацию во всех сферах (падение духовности, нравственности, культуры, которое сопровождается социальным и экономическим кризисом), то все равно есть надежда на глубокие перемены! И чем ниже скатывается общество, чем больше несправедливости и коррупции, тем ближе его пробуждение. Все, что произошло у нас в стране, возможно, есть благо. Всевышний говорит в Коране: в том, что неприятно человеку, может быть заложено много добра. Например, в суре (аль Бакара) «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (аят 216).Эти перемены начинаются с каждого из нас, когда мы начинаем изменяться и изменять положение! «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него». (Сура «Ра’д», аяты 10-11) Этот божественный закон, прежде всего, подразумевает прямую зависимость воздаяний или наказаний Аллаха от наших собственных поступков, намерений. И также возлагает на нас большую ответственность. Объединиться вокруг и не разделяться! Быть единым народом и сохранять мир и стабильность! Народ сделал выбор, отдав абсолютное большинство голосов за Садыра Жапарова!
— Ожидания народа велики…
— Как верующий и как гражданин хочу пожелать Садыру Жапарову прямого пути и помощи от Всевышнего на этом нелегком, но благородном пути с чистыми намерениями и делами, и да благословит его Аллах! Народ простой ждёт от Вас с большой надеждой, если не чуда, то реальных изменений и перемен! Пусть Аллах даст нам в этом выборе благо, пусть укрепит его сердце и чистые намерения, укрепит его стопы на этом пути! Сделает его справедливым и честным, мудрым в принятии решений! Прошу Аллаха дать Президенту КР Садыру Жапарову чистое окружение из числа правдивцев и мудрецов, не лицемеров, не подхалимов и не невежд! Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда Всевышний желает тому или иному народу блага, то Он дарует власть над его людьми тем из их числа, кто мудр (справедлив), судейство — ученым мужам (честным), а богатства — тем из них, кто щедр. В противном же случае Господь ставит во главе народа глупцов (и несправедливых), судейство передает в руки невежд (нечестных), а богатства — в распоряжение жадных и скупых людей». Впереди у него сложные реформы, много испытаний, и много ожиданий, пусть Аллах укрепит его и даст в нем благо для всего народа! Амин
— Благодарю вас, Кадыр Ажы за духовную беседу!
Беседовала Ассоль Молдокматова
Источник: @KadyrMalikov
Фото Айжан Нурланбековой